Учебная паутина

17 января 2011 г. 16:50

Самое удивительное то, что книга, которая лежит передо мной? написана примерно в то же время, когда созданное в интересах Пентагона глубоко засекреченное Агентство Перспективных Разработок США (ARPA) придумало т.н. ARPAnet - первый работающий прототип Интернета. Пройдёт ещё немало лет, прежде чем Тим Бернерс-Ли доведёт это изобретения до некого подобия того, что сегодня мы понимаем под WWW.

Тем не менее эта книга - подробное пособие по использованию в образовательных целях самых последних технологий и сервисов Интернета, основанных на принципах социальных сетей и появившихся совсем недавно. Такая вот инструкция потомкам из фильма "Назад в Будущее"! Только взаправду. Не верите? Цитирую:

"Хорошая образовательная система должна иметь три цели: она должна давать всем, кто хочет учиться, доступ к имеющимся ресурсам в любое время их жизни, независимо от возраста; позволять всем поделиться своими знаниями с теми, кто хочет научиться этому от них; наконец, предоставлять каждому желающему возможность ознакомиться с проблемами общества и обсудить их. …

Людям необходима новая сеть (Я буду называть её "паутина возможностей"), доступная для широкой публики и дающая широкие и равные возможности для учения и преподавания. …

Образовательные ресурсы обычно классифицируют соответственно целям учебного плана педагогов. Я предлагаю сделать наоборот: наметить четыре разных подхода, дающие ученикам доступ к образовательным ресурсам, которые помогут им определить свои собственные цели и в дальнейшем достичь их:

1. Служба рекомендаций образовательных объектов, которые

облегчат доступ к предметам или процессам, используемых для формального учения. …

2. Служба обмена навыками, которая позволяет людям перечислить имеющиеся у них навыки, условия, на которых они согласны служить моделью для тех, кто хочет этим навыкам научиться, и адрес, по которому их можно найти.

3. Служба подбора партнёров - коммуникационная сеть, которая позволяет людям описать учебную деятельность, в которой они хотят участвовать и найти партнёра для совместного исследования.

4. Служба рекомендации Старших Преподавателей, которые могут быть перечислены в справочнике, дающем адреса и резюме профессионалов с высшим образованием, профессионалов без высшего образования и "свободных художников" вместе с условиями доступа к их услугам".

Думаю, что специалисты, занимающиеся профессиональными системами управления знаниями (Knowledge management) читают эти строки с восторгом и восхищением. Ведь в каждом предложении, написанном около 40 лет назад (!) заключены описания от 3-х до 5-ти специализированных сервисов.

Разрабатывая свою сеть управления знаниями www.upself.ru , мы чувствовали себя первооткрывателями. Люди, которым мы её показывали, говорили, что, применительно к России, мы опережаем время лет на 10. А тут оказывается, что даже в своих фантазиях, мы отстали на 40 лет! Как тут не вспомнить гениального Гёте и его слова, вложенные в уста Мефистофеля, бурчащего в спину пробегающим мимо студентам:

Ступай, чудак, про гений свой твердя!

Чтоб стало с гордостью твоей бахвальской,

Когда б ты знал - Нет мысли мало-мальской,

Которой бы не знали до тебя!

Чуть не забыл! Имя автора - Иван Иллич (ударение в обоих словах на первом слоге). Название книги - "Deschooling society". Я бы перевёл - "Избавление от школ".


Анатолий Ермолин

 

 

P.S. Решил найти фото упомянутого автора. Набрал "Иван Иллич фото" в Гугле. Реакция поисковика: "Возможно Вы имели в виду Иван Ильич?" )))

Для тех, кому это интересно даю ссылку:

Иван Иллич. "Освобождение от школ".

Весь текст книги - здесь

По главам взято отсюда ...

 

  • Войдите в систему или зарегистрируйтесь для того, чтобы иметь возможность оставить комментарий:
  • E-mail:
  • Пароль:

Вадим Павлов
Вадим Павлов, 18 января 2011 г. 21:16

комментарий удален

+ -
 
Вадим Павлов
Вадим Павлов, 18 января 2011 г. 21:17

"Хорошая образовательная система должна иметь три цели: она должна давать всем, кто хочет учиться, доступ к имеющимся ресурсам в любое время их жизни, независимо от возраста; позволять всем поделиться своими знаниями с теми, кто хочет научиться этому от них; наконец, предоставлять каждому желающему возможность ознакомиться с проблемами общества и обсудить их. …

имеющимся  р е с у р с а м. - ресурсы это что? Если весь объём доступной человечеству информации, то ведь большая ее часть бесполезна. Частично дублируется, частично недостоверна, частично в неудобовоспринимаемом виде (и не только, не знакомый язык), частично зависима (не изучив элементарной математики, браться за высшую ... ?), частично сиюминутна (к примеру, нет ни одной актуальной карты, все они устаревают к моменту выпуска). Так, каким образом выяснить не является ли тот или иной ресурс бесполезным? Прежде чем им воспользоваться. (а эксперты тут не годятся, иначе придем к той же "школе".) 

позволять всем поделиться своими знаниями. - Оно конечно хорошо бы, только как это осуществить? Нет, нет "написать" то можно, что угодно, но это еще не значит поделиться. Чтобы поделиться один должен на понятном другому "коде" что-то выдать. И под "кодом" много чего лежит и язык, и стилистика, и форма, и восприятие и тд и тд. А ведь это все еще и живое - оно меняется. (шутка одного века в другом может оказаться и реальностью.) И второй вопрос, где это "чем поделился" положить? Откуда станет известно, что оно вообще есть и как его найти? На сайте? Даже в масштабах страны это тоже самое, что и в собственный чулан. Так как осуществить это поделиться? (А ведь есть еще и законы которые в отношении некоторой информации запрещают ее распространение. И это далеко не только гостайна.) 

возможность ознакомиться с проблемами общества. - в общем это тоже что и два первых пункта. Откуда известно что проблема на само деле проблема?

Да и знания не самоцель. Толк с них будет если их применять. А как? Если твой набор знании не дает тебе вписаться в общество? Ты же формировал его самостоятельно не обращая внимание на общество. (Ну, типа: слесарь-гинеколог)  (Или другой пример. Если подумать, что современный человек со всеми его знаниями может дать "обществу" каменного века? Да ни чего! Совсем ни чего, даже самых элементарных вещей.)

+ -
 
Олег
Олег, 19 апреля 2011 г. 1:24
+ -
 
Вывозим металлолом в столице - Прием металла. . Правительство, как лучше организовать бесплатная юридическая помощь.